Чему обучают ребёнка в детском саду
Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 41г. Белгорода.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи МБДОУ д/с №41 (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждѐнным Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 (далее – ФАОП ДО). Цели и Задачи Программы Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. (п.10.1. ФАОП ДО) Задачами Программы являются: • реализация содержания Программы; • коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; • охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, 118 психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. (п.10.2. ФАОП ДО) В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом регионального компонента, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей. Региональный компонент определяется следующими образовательными приоритетами: - обогащение развития детей на основе использования материалов краеведения; Программа включает в себя следующие разделы: целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. (п.5.1.ФАОП ДО). содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно- пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы). (п.5.2.ФАОП ДО). Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации Программы МБДОУ д/с №41. Система оценивания качества реализации Программы МБДОУ д/с № 41 направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса. (п.8.ФАОП ДО). организационный раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, обеспечивающих развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МБДОУ д/с №41, материально-техническое обеспечение, примерный режим и распорядок дня, план воспитательной работы. (п.5.3.ФАОП ДО). Программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. (п.9.ФАОП ДО). Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания данной Программы направлены, в том числе на обеспечение профессиональной коррекции нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья (ТНР). Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию Программы, возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа. Программа направлена на создание условий развития ребенка с ТНР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Сотрудничество реализуется в форме совместной деятельности педагогов и родителей. Оно выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях обеих сторон, на общей системе ценностей и основанных на ней целей развития детей и не противоречия требований к ребѐнку в семье и в МБДОУ д/с №.41 г. Белгорода.